Премьер-Министру РК Мамину А.У., Агентство по защите и развитию конкуренции РК, Нац. палата предпринимателей РК «Атамекен», Ген. прокурору РК, Мин-во торговли и интеграции РК, КТРМ
В адрес субъектов аккредитации поступило письмо от Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» от 12.08.2021 года исх.№ 10270/17, в котором сообщается, что 17 августа 2021 года в 16:00ч. на площадке Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК (далее-КТРМ) планируется проведение публичного слушания с целью обсуждения проекта цен на услуги, отнесенные к государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия.
В частности, Министерством торговли и интеграции РК (МТИ РК) предлагается увеличить стоимость человеко - дня работ по аккредитации органов по оценке соответствия до 35 МРП (на сегодня 25 МРП), а также установить стоимость человеко - дня в размере 80 МРП для работ по мониторингу надлежащей практики.
Монопольное положение в сфере аккредитации и мониторинга надлежащей практики, созданное в нашем государстве привело к тому, что субъекты аккредитации, в т.ч. лаборатории не имеют возможности выбора органа по аккредитации.
Аттестаты органов аккредитации других стран не имеют веса в тендерах, проводимых в РК. Таким образом, отсутствие конкурентной среды способствует безосновательному росту цен за услуги в сфере аккредитации и мониторинга надлежащей практики.
Предлагаемый рост услуг Органом по аккредитации «Национальный центр аккредитации» (далее – НЦА) приводит к мысли о том, что в МТИ РК представление о лабораториях превратное.
На самом деле лаборатории - это небольшие предприятия малого и среднего бизнеса с незначительным штатом сотрудников, и являются очень затратными предприятиями.
Причин этому очень много:
1. Химические реактивы – сухие, жидкие и газообразные, включая государственные стандартные образцы, поверочные газовые смеси, без которых невозможно проводить ни один анализ. Большая доля химических реактивов закупается из дальнего зарубежья и России, поскольку в Казахстане нет производств по этим позициям. Ценообразование также включает недешёвые услуги дистрибьюторов, расходы по транспортировке, хранению и т.д.;
2. Дороговизна стоимости приборов, оборудовании, вспомогательных материалов, в т.ч. химические посуды производителей ближнего и дальнего зарубежья, ценообразование которых также составляют недешёвые услуги дистрибьюторов, расходы по транспортировке;
3. Очень высокие ставки за услуги по поверке, аттестации и калибровке приборов и оборудования, поскольку в данной сфере также имеет место монопольная деятельность. При этом поверку всего парка приборов необходимо проводить ежегодно, а калибровку и того чаще. Расходы потребуются также на техническое обслуживание, ремонт приборов и оборудования.
4. Расходы на приобретение методик выполнения измерений (МВИ) у разработчика, если МВИ зарегистрирована в ГСИ РК только в рамках одного предприятия. Внесение лаборатории в число пользователей тоже не бесплатная услуга. Здесь также необходимо рассмотреть расходы на актуализацию нормативных документов на методы анализа;
5. Обязательные процедуры, в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», как, обязательное участие в межлабораторных сравнительных испытаниях или МСИ с провайдером для подтверждения компетентности лаборатории перед Заказчиками, НЦА и другими контролирующими органами. Стоимость этой услуги в обязательном порядке увеличатся после повышения услуги Органа по аккредитации, т.к. провайдеры являются субъектами аккредитации. Повышение цен на стоимости услуг также отразится в стоимости их услуги;
6. Большой расход электроэнергии и воды для выполнения анализов и хранения проб; Содержание здания, помещения лаборатории – коммунальные и прочие услуги и т.д;
7. Расходы по оплате услуг компаний по охранной и пожарной безопасности - без этих составляющих лаборатории не могут функционировать;
8. Поддержание температурно-влажностного режима в лаборатории посредством применения принудительной приточно-вытяжной вентиляции, специальных вытяжных устройств и сплит-систем;
9. Расходы на процесс аккредитации и ежегодные инспекционные проверки со стороны НЦА, до сегодняшнего дня которые были и так дорогостоящими.
Ко всем перечисленным расходам, необходимо добавить расходы на содержания штатной численности лаборатории, обучение и повышение квалификации сотрудников.
Сотрудники лаборатории - это химики, физии, биологи, микробиологи и т.д., в целом – специалисты, с высшим образованием и хорошим здоровьем, поскольку испытания проб - это интеллектуальное и одновременно вредное производство. Специалистов со средне-техническим образованием в области химии, физики, биологии и т.д. в нашей стране не выпускают.
Работая во вредных условиях с непосредственным контактом с кислотами, щелочами, вредными органическими растворителями, человек хочет получать достойную заработную плату, и дополнительную плату за работу во вредных условиях.
Это неполный перечень расходной части деятельности лабораторий, которая находит свое отражение в ставках на испытания образцов - единственного источника доходов в испытательных лабораториях.
В настоящее время пандемия создала значительные проблемы, как во всей стране, так и для лабораторий, в частности:
1. Отбор проб стал затруднителен, поскольку многие регионы страны находятся в красной зоне, лаборатории вынуждены были расторгнуть заключенные договоры;
2. Прекратили работу многие поставщики реактивов и стандартных образцов;
3. Поставщики газовых смесей (газов) сейчас работают в основном на обеспечение больниц кислородом;
4. Рост ставок на испытания проб приведет к увеличению ставок по сертификации продукции, следовательно, процесс сертификации в РК также придет в упадок.
5. Требование удаленной работы не приемлемо для лабораторий, поскольку испытания проб невозможно производить удаленно. В настоящее время в целях нераспространения инфекции в лабораториях производится сокращение кадров, отправка людей в отпуск без содержания. 20% сотрудников не могут закрыть расходы по содержанию лабораторий.
В то время как Президент Республики Казахстан утверждает поддержку малому и среднему бизнесу, безосновательный непродуманный рост цен на услуги по аккредитации в области оценки соответствия, да еще в условиях пандемии и безработицы считаем вопиющим нарушением гражданских прав.
Лаборатории Казахстана в настоящее время находятся в состоянии стагнации, а многие просто сворачивают свою деятельность, за исключением лабораторий медицинского профиля. Вызывает недоумение сравнение заработных плат экспертов Казахстана с заработной платой экспертов Великобритании, США и других развитых стран с высоким уровнем жизни и прожиточного минимума.
Повышение услуг аккредитации на 30% с 25 до 35 МРП и утверждение стоимости мониторинга надлежащей практики в размере 80 МРП приведет к закрытию многих лабораторий, безработице и социальному недовольству среди сотрудников лабораторий РК.
На основании изложенного, просим Премьер-Министра РК, выше перечисленные государственные органы, а также Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» в рамках своих компетенции, поддержать требования аккредитованных субъектов - лаборатории Казахстана:
оставить ставки услуг по аккредитации на прежнем уровне в размере 25 МРП, а стоимость мониторинга надлежащей практики утвердить в размере 40 МРП.
Құрметпен, Қол қойғандар
Петиция Касательно проекта повышения цен на услуги, отнесенные к госу монополии по аккредитации в области оценки соответствия к Премьер-Министру РК Мамину А.У., Агентство по защите и развитию конкуренции РК, Нац. палата предпринимателей РК «Атамекен», Ген. прокурору РК, Мин-во торговли и интеграции РК, КТРМ Бұл шығарылып жазылған Арман Нугманов (anz_777@bk.ru). Бұл петиция көпшілік интернет-серверде болады www.OnlinePetition.Kz. Қызмет иелерінің және спонсорлардың петицияға байланысы жоқ. Техникалық және тағы басқа сұрақтармен мына мекенге жазыңыз webmaster@onlinepetition.kz
Касательно проекта повышения цен на услуги, отнесенные к госу монополии по аккредитации в области оценки соответствия
В адрес субъектов аккредитации поступило письмо от Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» от 12.08.2021 года исх.№ 10270/17, в котором сообщается, что 17 августа 2021 года в 16:00ч. на площадке Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК (далее-КТРМ) планируется проведение публичного слушания с целью обсуждения проекта цен на услуги, отнесенные к государственной монополии по аккредитации в области оценки соответствия.
В частности, Министерством торговли и интеграции РК (МТИ РК) предлагается увеличить стоимость человеко - дня работ по аккредитации органов по оценке соответствия до 35 МРП (на сегодня 25 МРП), а также установить стоимость человеко - дня в размере 80 МРП для работ по мониторингу надлежащей практики.
Монопольное положение в сфере аккредитации и мониторинга надлежащей практики, созданное в нашем государстве привело к тому, что субъекты аккредитации, в т.ч. лаборатории не имеют возможности выбора о... >>